Памятка сотрудникам

ПАМЯТКА О ПОВЕДЕНИИ В СИТУАЦИЯХ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ КОРРУПЦИОННУЮ ОПАСНОСТЬ ИЛИ ПРОВОКАЦИИ ВЗЯТКИ ДЛЯ РАБОТНИКОВ 

 

Памятка. МБОУ СОШ №5

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает три вида преступлений, связанных с взяткой: получение взятки (статья 290), дача взятки (статья 291) и посредничество во взяточничестве (статья 291.1).
Если речь идет о взятке, то это значит, что есть тот, кто получает взятку (взяткополучатель) и тот, кто ее дает (взяткодатель).
В некоторых случаях в роли связующего звена между взяткодателем и взяткополучателем выступает посредник.
 
Получение взятки
–одно из самых опасных должностных преступлений, особенно если оно
совершается группой лиц или сопровождается вымогательством, которое заключается в
получении должностным лицом преимуществ и выгод за законные или незаконные действия (бездействие).
 
Дача взятки
–преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или незаконных действий (бездействия) либо предоставлению, получению каких-либо преимуществ в пользу дающего, в том числе за общее покровительство или попустительство по службе.
 
Посредничество во взяточничестве
–преступление, когда посредник, выступая в роли связующего звена между взяткодателем и взяткополучателем, осуществляет одно из следующих действий: непосредственно передает взятку соответствующему должностному лицу; способствует достижению либо реализации соглашения о получении и даче взятки между ними. Посредник всегда действует по поручению одного из указанных лиц. 

 ВАШИ ДЕЙСТВИЯ В СЛУЧАЕ ВЫМОГАТЕЛЬСТВА 
-вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы вымогателем трактоваться либо как готовность, либо как категорический отказ дать взятку;
-внимательно выслушать и точно запомнить поставленные Вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, последовательность решения вопросов);
-постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы или, если это невозможно, предложить хорошо знакомое Вам место для следующей встречи;
-поинтересоваться у собеседника о гарантиях решения вопроса в случае дачи взятки;
-не брать инициативу в разговоре на себя, больше «работать на прием информации», позволять потенциальному взяткополучателю «выговорится», сообщить Вам как можно больше информации. 

ЧТО СЛЕДУЕТ ВАМ ПРЕДПРИНЯТЬ СРАЗУ ПОСЛЕ СОВЕРШИВШЕГОСЯ ФАКТА ВЫМОГАТЕЛЬСТВА? 
Согласно своей гражданской позиции, нравственным принципам, совести и жизненному опыту Вам предстоит принять решение.
В связи с этим у Вас возникает два варианта действий: 
Первый вариант:
прекратить всякие контакты с вымогателем, дать понять ему о своем отказе пойти на преступление и смириться с тем, что Ваш вопрос не будет решен, а вымогатель будет и дальше безнаказанно измываться над людьми, окружать себя сообщниками и коррупционными связями.
Второй вариант:
встать на путь сопротивления коррупционерам–взяточникам и вымогателям, отчетливо понимая, что победить это зло можно и нужно в каждом конкретном случае, что человек
должен в любых ситуациях сохранять свое достоинство и не становиться на путь преступления. Каждый человек свободен в выборе своего решения.
Но, как свободная личность, он не может не осознавать, что зло должно быть наказано. Поэтому второй вариант в большей степени согласуется с нормами морали и права. 

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ, ЕСЛИ ВЫ ПРИНЯЛИ РЕШЕНИЕ ПРОТИВОСТОЯТЬ КОРРУПЦИИ 
По своему усмотрению Вы можете обратиться с устным или письменным заявлением к руководителю органа местного самоуправления или в правоохранительные органы по месту Вашего жительства:
 В отдел внутренних дел – районный отдел внутренних дел, отдел по борьбе с экономическими преступлениями, отдел по борьбе с организованной преступностью;
 В органы прокуратуры–к районному прокурору;
 В Следственное управление Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Краснодарскому краю и городу Анапа;
 В органы безопасности–Управление ФСБ по городу Анапа и Краснодарскому краю.
Одной из форм сообщения о правонарушении коррупционного характера является анонимное обращение в правоохранительные органы.
Хотя в этом случае заявитель не может в виду анонимности рассчитывать на получение ответа, а само анонимное обращение о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела (п.7 ст. 141 УПК РФ), но  оно обязательно проверяется.     

   
ВАМ НУЖНО
 Прийти на прием к руководителю правоохранительного органа, куда Вы обратились с сообщением о вымогательстве у Вас взятки.
 Написать заявление о факте вымогательства у Вас взятки или коммерческого подкупа, в котором точно указать:
 Кто из должностных лиц (фамилия, имя, отчество, должность, наименование учреждения) вымогает у вас взятку или кто из представителей коммерческих структур толкает Вас на совершение подкупа;
 Какова сумма и характер вымогаемой взятки (подкупа);
 За какие конкретно действия (или бездействие) у Вас вымогают взятку или совершается коммерческий подкуп;
 В какое время, в каком месте и каким образом должна произойти непосредственная дача взятки или должен быть осуществлен коммерческий подкуп.  

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ 
Устные сообщения и письменные Заявления о коррупционных преступлениях принимаются в правоохранительных органах независимо от места и времени совершения преступления КРУГЛОСУТОЧНО.
 
ВАС ОБЯЗАНЫ ВЫСЛУШАТЬ в дежурной части органа внутренних дел, приемной органов прокуратуры, следственном комитете, Федеральной службе безопасности и
ПРИНЯТЬ сообщение в устной или письменной форме. При этом Вам следует поинтересоваться фамилией, должностью и рабочим телефоном сотрудника, принявшего заявление.
 
ВЫ ИМЕЕТЕ ПРАВО получить копию своего заявления с отметкой о его регистрации в правоохранительном органе или талон-уведомление, в котором указываются сведения о сотруднике, принявшем заявление и его подпись, регистрационный номер, наименование, адрес и телефон правоохранительного органа, дата приема заявления.
 
В правоохранительном органе полученное от Вас сообщение (заявление) должно быть
НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО ЗАРЕГИСТРИРОВАНО и доложено вышестоящему руководителю для осуществления процессуальных действий согласно требованиям Уголовно- процессуального кодекса РФ.
 
ВЫ ИМЕЕТЕ ПРАВО выяснить в правоохранительном органе, которому поручено заниматься Вашим заявлением, о характере принимаемых мер и требовать приема Вас руководителем соответствующего подразделения для получения более полной информации по вопросам, затрагивающим Ваши права и законные интересы.
 
В СЛУЧАЕ ОТКАЗА принять от Вас сообщение (заявление) о коррупционном преступлении ВЫ ИМЕЕТЕ ПРАВО обжаловать эти незаконные действия в вышестоящих инстанциях (региональных, федеральных), а также подать жалобу на неправомерные действия сотрудников правоохранительных органов в прокуратуру Санкт-Петербурга или Ленинградской области, Генеральную прокуратуру Российской Федерации, осуществляющие прокурорский надзор за деятельностью правоохранительных органов и силовых структур. 
«НЕТ КОРРУПЦИИ!!!» ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК «НЕТ КОРРУПЦИИ!» СПЕЦИАЛЬНО ВЫДЕЛЕННАЯ ТЕЛЕФОННАЯ ЛИНИЯ
 
Специальная линия предназначена для направления гражданами информации о конкретных фактах коррупции.
На специальную линию также можно сообщать информацию о неисполнении (недобросовестном исполнении) служебных обязанностей государственными служащими и муниципальными служащими, работниками государственных (муниципальных) учреждений и предприятий, нарушениях требований к служебному поведению и случаях конфликта интересов, превышении служебных (должностных) полномочий, нарушениях прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, фактах вымогательства со стороны должностных лиц, необоснованных запретах и ограничениях.
О прочих правонарушениях Вы можете сообщить непосредственно в исполнительные органы государственной власти города Анапа, в том числе в администрации районов города Анапа, в рамках их компетенции или в правоохранительные органы.
Обращения, содержащие вопросы, решение которых не входит в компетенцию Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности, направляются для дальнейшего рассмотрения в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с последующим уведомлением гражданина о переадресации обращения.
Информации, поступившей на линию «Нет коррупции!», обеспечивается конфиденциальный характер. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.